: : Разделы сайта : :
: : Календарь : :
: : Архивы : :
- Мясо рыба в древнем египте
- Рецепты для мультиварки редмонд без фото
- Акваслинг описание
- Ёлка из макарон сделать
- Моторы к лодкам пвх флагман 350
- Рецепт для укрепления волос с дрожжами
- Как сделать мясо очень мягким с помощью соды
- Тепловычислитель спт 943 цена
- Джемпер с кексами
- Кулинарные рецепты с применением кефира
: : Пустой блок : :
Обратная связьСвязь с администрацией
- Гость
Пожалуйста, зарегистрируйтесь
: : Опрос сайта : :
: : Облако тегов : :
: : Популярное : :
![]() Русский Национальный Ресурс
Страницы раздела РУССКАЯ КУХНЯ Традиционные русские блюда
![]()
Новые сообщения:
загрузка...
![]()
загрузка...
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
|
Многие очень древние языческие обычаи вошли в быт православных христиан. Один из них — печь «жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран. В представлении наших предков славян пернатые гости приносили оттуда на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась обычно с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца. На Руси единого дня или недели для праздника встречи весны не было. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам. В старину такие булочки пекли ко дню памяти «сорока мучеников» (40 римских воинов-христиан, замученных в IV веке за то, что они отказались поклониться языческим богам) — 9 марта по церковному календарю (22 марта по новому стилю). Какой это ласковый и жизнеутверждающий праздник, когда оживляется вся природа и наступают радостные и добрые весенние хлопоты. Праздник встречи весны приходится на время Великого поста, поэтому для верующих жаворонки выпекаются только из постного теста. А остальные могут побаловаться и сдобными весенними булочками.
О приготовлении сдобного теста см. в разделе «Домашняя выпечка» на странице: ![]() ![]() «Жаворонки» на расстойке. Эти жаворонки сделаны 1-м способом (см. ниже "Жаворонки - 1-й способ"). "Крылышки" вылеплены отдельно.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Дрожжи развести в теплой воде, добавить муку, сахар, растительное масло, ванилин, немного морковного сока для цвета и замесить тесто (оно должно быть более плотной консистенции, чем обычное постное тесто).
Ингредиенты:
Приготовить дрожжевое тесто из указанных ингредиентов и сформовать из него жаворонков, как из постного теста.
Ингредиенты:
Яйца растереть добела с сахаром, влить кефир или простоквашу, положить погашенную уксусом соду, растопленное сливочное масло, муку и замесить тесто.
Дать ему постоять 10—15 мин, затем сформовать жаворонков, как из постного теста, смазать яйцом и выпечь в духовом шкафу. ПРИМЕЧАНИЕ. Много разных видов сдобного теста см. в разделе Домашняя выпечка и 15 видов французского теста. Как лепить и украшать праздничную фигурную выпечку см. на стр. Украшение пирогов и пирожков и по ссылкам на этой странице. ![]() Московские жаворонки (см. ниже "Жаворонки - 2-й способ"). ![]() Архангельские жаворонки. ![]() Жаворонки некрасовские. ![]() Жаворонки уральские. ![]() Рязанские жаворонки. ![]() Рязанские жаворонки. ![]() Тульские жаворонки. ![]() Пасхальные жаворонки (см. ниже "Жаворонки - 1-й способ"). ![]() Тульский подарочный жаворонок (скорее, это целая жар-птица).
Есть много способов лепки жаворонков. Мы покажем несколько. ![]() Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик. ![]()
Теперь делаем глазки. Для этого изюминку режем на кусочки. Прикреплять глазки удобнее зубочисткой. Надеваем изюминку на зубочистку и вдавливаем в тесто. ![]() Готовые жаворонки: ![]() Делаем недлинную толстую колбаску. С одной стороны формируем голову и клюв. Другую сторону сдавливаем. Это будет хвост и крыло. ![]() Разрезаем расплющенную сторону пополам. Делаем ножом "перышки". ![]()
Крыло загибаем вверх. Делаем глазик. ![]() Готовый жаворонок, для блеска смазанный после выпечки растительным маслом: ![]() Делаем колбаску средней длины. Загибаем в петельку. ![]()
Кончики колбаски расплющиваем и надрезаем – это крылья. ![]() Делаем две колбаски и укладываем их крест накрест. ![]()
Расплющиваем оба конца верхней колбаски и один конец нижней колбаски. ![]() Надрезаем хвост и крылышки, делаем глазки. ![]() Готовые жаворонки можно смазать постным маслом: ![]() ![]() Послушайте, как поёт настоящий жаворонок:
Эта замечательная мелодия Ариэля Рамиреса (Ariel Ramirez, Аргентина) в исполнения оркестра Поля Мориа (Paul Mauriat), наверное, известна всем.
Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия, который отмечали празднованием языческой Комоедицы. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» – говорят в народе. На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было угощать всех, включая домашнюю скотину. Первые жаворонки всегда относили в хлев и в курятник, где ими угощали своих животных и птиц, чтобы они набрались сил после долгой зимы. В некоторых местностях дополнительно пекли еще 40 жаворонков, которые надо было раздать прохожим людям. На Сороки пекут «жаворонков» из кислого теста (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». В Каширском районе Воронежской области пекли блины, оладьи и пышки из сдобного теста. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.
Напитки к жаворонкам и другой выпечке: хлебный квас, компоты, кисели, ягодные морсы и сбитни. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, прилетите! Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С "куликами" кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!». Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками:
Ты запой, запой, жавороночек, В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: Привнесенная на Русь христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта.
Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику:
Другие названия праздника
Примечания.
Род — ведущий свои историю со времен палеолита, очень древний верховный языческий Бог народов Евразии (в т.ч. славян), всеобъемлющий и всеобъединяющий Святой Дух, зримого обличья не имеющий (нечто вроде физического гравитационного или электромагнитного поля); много позднее на основе этого очень древнего языческого Бога возникло понятие ипостаси христианского Бога — Святого Духа, а также мусульманского Аллаха (см. Словарь русских языческих богов). Новый год — славянский Новый год начинался в День весенего равноденствия. По сказке, в этот день прихода на планету Весны растаяла Снегурочка, волшебное порождение зимнего холода и снегов (см. Историю Снегурочки и Историю Деда Мороза, а также о великом солнечном празднике Йоль-Солнцеворот).
![]() Каргопольские козули (Каргополь - город в Архангельской области) Это особое витое обрядовое печенье из ржаного теста (можно приготовить и из пшеничного). Выкладывают его в виде волн или петель, спиралей, решеток, восьмерок, растений, фигурок птиц. Раньше на северной Каргопольской земле с помощью такого печенья закликали весну. Этот ритуал еще был направлен и на обеспечение плодородия в новом году. Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны, был утрачен, но обычай принял новые формы - витое печенье превратилось просто в угощение, игру или забаву для детей. ![]()
На русском Севере для закликания весны в праздник Жаворонки, кроме булочек-жаворонков, выпекают северные фигурные печенья-козули.
Козули — обрядовое печенье, разновидность пряников из пшеничной или ржаной муки, чаще в форме овец, коров, лошадей или в виде замысловатых узоров. Козулями одаривали колядующих, родственников, для повышения плодовитости их скармливали домашнему скоту, использовали как оберег для хлева и конюшни. Кроме того, козули применялись для гаданий. Одна из колядок звучит так: "Нам не дорога чара зелена вина, И нам не дорога братыня пива пьяного, А дорога нам козулечка праздничная". Готовят козули или из ржаного, или из пшеничного теста, которое должно быть достаточно крутым, чтобы хорошо держать форму фигурных изделий. Северный пряник козуля впервые появился в архангельской Соломбале – районе мастеровых людей. В те далекие времена козули пекли лишь на самые крупные праздники. С давних пор считалось, что козуля приносит удачу. Например, люди верили, что если девушка сама испечет козулю, а потом подарит ее юноше, то в следующем году она обязательно выйдет замуж. Большую козулю дарили сразу для всей семьи. Считалось, что она принесет в дом удачу, станет его оберегом. В праздничные дни "козули" выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме, прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу. Козули чаще всего выпекали в печи, однако еще в 1930-х годах встречался более архаичный способ: вылепленную из теста фигурку опускали на несколько минут в кипящую воду завариться для сохранения формы и лишь затем ставили в печь.
Ингредиенты пряничного теста для козуль: Приготовление теста для козуль: 1. В глубокую кастрюлю или сковороду высыпаем половину сахара и, постоянно помешивая, пережигаем его до темно-коричневого цвета. Должна образоваться своеобразная «шоколадная пена».
2. Очень осторожно добавляем крутой кипяток в наш жженый сахар. 3. Далее высыпаем в кастрюлю остальной сахар и полностью его растворяем. 4. Снимаем кастрюлю с огня. Добавляем в смесь сливочное масло, размешиваем и оставляем остыть до комнатной температуры. 5.Хорошенько разбалтываем до однородности яйцо и желтки и добавляем их в остывшую смесь. 6.Высыпаем в смесь соль и пряности. 7. Просеиваем муку и понемногу добавляем ее в смесь, при этом хорошо размешиваем тесто, чтобы не было комочков. Перемешиваем тесто вилкой или венчиком, пока это возможно. Когда загустевшее тесто уже нельзя размешивать вилкой, выкладываем его на доску и мешаем руками.
8. Замешивание теста для козуль окончено.
9. Пряничное тесто дозрело.
10. Выкладываем вырезанные фигурки на слегка смазанный маслом противень. Если совсем нет возможности приготовить к празднику выпечку, приготовим вкусный торт без выпечки:
Ингредиенты:
— печенье — 750 г — сметана (30%-ной жирности) — 500 г — консервированные ананасы-1 банка — молоко-0,5 стакана — шоколадная глазурь — в начинку можно добавить свежие или консервированные фрукты или ягоды (бананы, киви, персики, вишни)
Печенье можно взять любое, как сладкое, так и нет.
Приложение для любознательных
Этот пришедший из времен палеолита великий солнечный праздник народов дохристианской Евразии и Северной Африки и поныне официально отмечается у иранских и тюркских народов.
Новруз (перс. — «новый день»), а также Международный день Новруз (21 марта) — праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз-байрам является национальной традицией, не имеющего отношения к исламским обычаям. Новруз имеет древнейшее, дохристианское и доисламское происхождение, и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Более того, исторические корни (языческое и зороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится в противоречии с исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами. Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие. В день Новруза древние индоарии поклонялись т. н. «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков (Новруз). Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия».
Британская учёная М. Бойс отмечает, что помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящен непосредственно огню, который древние зороастристы считали жизненной силой и поклонялись ему: В более поздней зороастрийской традиции несомненно посвящение этого праздника огню. В день Новруза ешё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры». Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Новруза» и предшествующих ему дней (приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника). Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. Например, Негмати А. Н. пишет, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю (Новруз). После захода Солнца народ разжигает костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества. Они прыгают через разведённые ими костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая, и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий. Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой, и ставили в особое место. Точно также в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца — символ зарождения жизни и специфические сладости. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время.
На территории Ближнего Востока Новруз празднуется только теми народами, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата. 30.IX.2009 года праздник Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Новруз. ![]() |
Источник: http://supercook.ru/russian/rus-66.html
- Раздел: Селедка
| - Автор: Михаил-станислав
- Комментариев: 14
- Просмотров: 1653
|