: : Разделы сайта : :
Код на гель для душа карамельное яблоко
: : Календарь : :
: : Архивы : :
: : Пустой блок : :

Обратная связьСвязь с администрацией

Повышение уровня стрессоустойчивости у старшеклассников

Образовательная система в настоящее время переживает кризис,
вызванный различными причинами, среди которых следует выделить:

преобладание у молодежи зарубежных культурных ценностей, рыночная
переориентация ее мировоззрения, разорванность духовных связей поколений.
Освоение инновационных образовательных технологий, не всегда прошедших
экспериментальную апробацию и позитивно воздействующих на личность
подростка, недостаточно эффективно. Постоянно усложняющаяся школьная
программа, зачастую некорректно реализуемая дифференциация в обучении,
разделение школьников по престижным классам, школам, гимназиям- все это
способствует увеличению количества стрессовых факторов, влияющих на
эмоциональное состояние как взрослых, так и детей. В этой связи
актуализируется значение соблюдения Закона Российской Федерации «Об
образовании», который одним из основных принципов государственной
политики провозглашает «гуманистический характер образования,

приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека» .

Понятие «здоровье» в «Энциклопедическом словаре медицинских терминов», определяется как состояние полного душевного, физического и социального благополучия . Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) был введен термин «психическое здоровье» , которое рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

1 Закон Российской Федерации «Об образовании». -3-е изд.- М.: Изд-во «Ось-89». 2002. - С.4.

2 Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и
средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - С. 35.

3 Устав Всемирной организации здравоохранения.

Эксперты ВОЗ обращают внимание на то, что в детстве

проблемы

психического здоровья имеют прямую связь с нравственной атмосферой, которая существует в учебном заведении, его культурными стандартами как социального

учреждения и характером взаимоотношений между сотрудниками и школьниками.

Важнейшим компонентом психического здоровья личности является стрессоустойчивость - способность противостоять стрессу, самостоятельно преодолевать проблемы, возникающие на пути ее духовного роста и физического самосовершенствования. В этой связи формирование стрессоустойчивости является важным условием сохранения психического здоровья.

Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости

школьников подросткового возраста и поиск путей предотвращения стрессов в учебном процессе возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие сложнейших возрастных проблем у подростков (новые отношения со взрослыми и сверстниками, особенности Я-концепции, подростковый пубертат), недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой стрессоустойчивостью в условиях школьного обучения; отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний школьников и формированию стрессоустойчивости как необходимого компонента их здоровья.

В научной литературе данная проблема отражена в разных аспектах. Так
особенности взаимосвязи деятельности в жизни индивида и развития личности,
роли трудных ситуаций в этом процессе исследовали

Б.Г.Ананьев,

К.А.Абульханова - Славская, Л.И.Анцыферова, В.В.Собольников .

Абульханова - Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / психология формирования и развития личности - М.,1981. Стратегия жизни. - М.,1991; Анцыферова Л.И. Личность в трудных

В.М. Шепель рассмотрел проблему самосбережения здоровья человека, совершенствования его возможностей в условиях повышенных требований к его психоэнергетическим ресурсам, разработал концепцию ортобиоза .

Проблема стресса и стрессоустойчивости представлена в психологии
спорта и труда, в том числе педагогического. Выявлены компоненты

индивидной, личностной и субъектно-деятельностной сфер психики и их связь со стрессоустойчивостью (Л.В.Куликов и А.А.Баранов) , взаимосвязь стресса и конфликта в педагогической деятельности (В.И.Журавлев)3.

Проблемы психического здоровья школьников рассматривались в ряде медицинских, педагогических и психологических работ. Установлено, что детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью к средовым факторам, из которых наиболее стрессовым является деформация системы отношений развивающейся личности (А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, И.С. Кон) . Исследована взаимосвязь между дезадаптацией и акцентуациями характера, возникающих у подростков, их избирательной чувствительностью к некоторым факторам (например, эмоциональное отвержение со стороны взрослых, недостаток внимания со стороны педагогов к личностным особенностям подростков, в работах А.Е. Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис . Рассмотрены проблемы формирования эмоциональной сферы старшеклассников и путях нейтрализации возникающих у них негативных эмоциональных

жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита./ Психологический журнал №1, ; Собольников В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности. - Новосибирск, 1997.

1 Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. - М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.

2 Куликов Л.В. Психология настроения.- СПб.:СПГУ, 1997; Баранов А. А. Стрессоустойчивосгь в структуре
личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства.// дис....канд. псих,
наук, Санкт-Петербург, 1995.

3 Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. // Учебник.-М.:Росийское пед. агенство, 1995.

4 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.,1993; Исаев Д.Н. Психосоматические
расстройства у детей. -СПб.:Питер,199б.

5Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Изд.2.- Л.:Медицина,1985; Эйдемиллер Э.Е.,Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.-СПб.:Питер,1999.

состояний в учебной деятельности . В зарубежной литературе обобщен огромный психотерапевтический опыт работы в решении эмоциональных отношений детей и взрослых, разработаны принципы открытого выражения эмоций (К.Роджерс, К.Рудестам) в коррекционной работе (О.А.Карабанова) .

Таким образом, в возрастной педагогике и психологии довольно
основательно рассматриваются проблемы стресса, адаптации и дезадаптации
школьников в учебной деятельности. Однако, анализ научно — педагогической
литературы показывает, что исследования, непосредственно относящиеся к
стрессоустойчивости школьников подросткового возраста, отсутствуют,
недостаточно изучены стрессовые факторы, имеющие место в современном
учебном процессе, их влияние на здоровье школьников, характерологические
особенности стрессоустойчивых подростков, взаимосвязь их личностных

свойств и возрастных особенностей со стрессоустойчивостью. Все это
обусловило научно-исследовательский интерес к проблеме, а недостаточная ее
разработанность определили личный выбор темы диссертационного

исследования: «Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности».

Цель исследования: выявить стрессовые факторы учебного процесса и научно обосновать организационно — педагогические условия формирования стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности.

Объект исследования: учебная деятельность школьников подросткового возраста.

Горохова Н.С. Формирование эмоциональной сферы старшеклассников в учебной деятельности // дис... докт.пед.наук. Москва, 2000.

Рудестам К.Грушювая психотерапия - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»,1999.

Караганова О.Л. Игра в коррекции психического ратвития ребенка. Учебное пособие. - М.:Российское педагогическое агенство,1997.

Предмет исследования: стрессоустойчивость школьников подросткового возраста и организационно — педагогические условия ее формирования в учебной деятельности.

Гипотезы исследования;

1. Если признать, что важнейшим компонентом здоровья школьника является
его психическое состояние, то определение такой характеристики данного
состояния как стрессоустойчивость, выявление ее роли в противостоянии
стрессам, имеющим место в учебном процессе современной школы, является
необходимым для профессиональной компетентности педагога.

  1. Если определить стрессовые факторы учебной деятельности и создать организационно — педагогические условия по снижению их негативного влияния на здоровье подростков, а именно: повышение профессиональной компетентности и психологической культуры педагогов; повышение психологической культуры родителей; усиление взаимодействия педагогов и родителей; учет влияния индивидуальных личностных свойств подростков на поведение, деятельность и состояние в стрессовых ситуациях учебного процесса, то стрессоустойчивость школьников подросткового возраста будет иметь тенденцию к достижению уровня, обеспечивающего сохранение их здоровья.

  1. Если организовать специализированные тренинги, дополняющие перечисленные условия и предполагающие развитие мотивационных, рефлексивных, эмоционально - волевых и коммуникативных составляющих стрессоустойчивости, обеспечить скоординированность проводимых тренингов с преподаванием учебных предметов, то эффективность формирования подростковой стрессоустойчивости повысится.

Цель исследования и гипотезы обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Раскрыть теоретические основы стрессоустойчивости и сформулировать понятия стресса и стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности;

  1. Выявить и систематизировать факторы учебной деятельности, являющиеся стрессовыми для подростков;

  2. Определить критерии и характерологические показатели стрессоустойчивости подростка, разработать методику ее оценки;

  3. Обосновать организационно — педагогические условия формирования стрессоустойчивости подростков в учебной деятельности;

  4. Разработать структурно - функциональную модель формирования стрессоустойчивости подростков.

  5. Разработать и экспериментально проверить программу педагогических мероприятий по формированию стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности.

Методологическую основу исследования составили:

идеи антропоориентации педагогического процесса, изложенные в трудах Я.А.Коменского, Дж.Локка, К.Д.Ушинского;

принципы субъектно - деятельностного подхода, раскрытые в работах А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Абульхановой — Славской; теория учебной деятельности С.Л.Давыдова и Д.Б.Эльконина;

положения системного подхода и общепсихологическая концепция К.А.Абульхановой - Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Анцыферовой о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности;

ортобиотическая концепция В.М.Шепеля;

положения о психических состояниях личности и их влиянии на ее психическое здоровье и поведение, представленные в работах Б.И.Додонова, Н.Д.Левитова, А.М.Прихожан и др.;

концепции стресса Г.Селье, Р.Лазаруса, Л.А.Китаева-Смыка и др. Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические: контент -анализ научной литературы по проблеме исследования, системный анализ и

интегральный, целостный подходы к ее изучению, моделирование. Эмпирические: интервьюирование и анкетирование учителей; методы экспертных оценок, анкетирования, наблюдения, тестирования подростков, определение тенденций их развития, педагогический эксперимент.

Достоверность полученных результатов обеспечивается

репрезентативностью литературного материала, применением

взаимодополняющих методов исследования, достаточностью статистических данных и проведенной проверкой значимости полученных оценок с использованием статистических критериев (t -критерий Стьюдента).

Эмпирическую базу исследования составили материалы опросов, тестирования и анкетирования учащихся, их родителей, а также педагогов, проведенные на базе психологического центра УМОЦ и школы №11, расположенных в г. Королеве Московской области, профессиональный опыт автора. Общее количество респондентов, принявших участие в исследовательской и экспериментальной работе, составило более 500 человек.

Исследование проводилось с 1997 по 2003 гг. и включало три этапа.

Первый этап (1997 - 1999) - изучение литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости школьников подросткового возраста; определение современного состояния исследуемой проблемы; методологии и методики исследования, формулирование гипотез, цели, задач; разработка плана экспериментальной работы.

Второй этап (1999 — 2002) - создание и экспериментальная проверка модели формирования стрессоустойчивости, включающей выявление стрессовых факторов учебной деятельности школьников подросткового возраста, организационно — педагогических условий ее формирования, изучение взаимосвязи личностных особенностей школьников и стрессоустойчивости.

Третий этап ( 2002-2003) - обобщение опытно - экспериментальных данных, систематизация материалов, формулировка выводов по проделанной работе, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  1. Дано обоснование базового понятия диссертационного исследования - «стрессоустойчивость подростка»;

  2. Разработана концепция формирования стрессоустоичивости: выявлены и систематизированы факторы учебного процесса, являющиеся стрессовыми для школьников подросткового возраста, определены механизмы и обоснованы организационно - педагогические условия формирования стрессоустоичивости подростков в учебной деятельности;

  3. Разработана методика оценки стрессоустоичивости;

  4. Установлена специфическая взаимосвязь стрессоустоичивости и тревожности;

  5. Разработана программа подготовки педагогов по формированию стрессоустоичивости подростков в учебно - воспитательной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке организационного и методического обеспечения процесса формирования стрессоустоичивости в учебной деятельности, возможности использования его теоретико - прикладных результатов в образовательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах. Результаты исследования могут стать основой для разработки психологами и педагогами индивидуальных приемов работы с подростками, имеющими трудности в обучении и поведении. Тренинги стрессоустоичивости могут быть рекомендованы школьным психологам и педагогам.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характерологические показатели стрессоустоичивости школьников подросткового возраста как обобщенного свойства личности: оптимизм, целеустремленность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, уверенность в себе.

2. Концепция формирования стрессоустойчивости школьников
подросткового возраста, в основе которой представлены приоритетные
стрессовые факторы:

общие факторы, обусловленные организацией учебной деятельности; конкретные факторы, обусловленные организацией учебной деятельности; специфические факторы, обусловленные особенностями педагогической деятельности учителя;

личностные особенности подростков.

  1. Взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости подростков и уровнем их тревожности, под которой в данной работе понимается "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности" (A.M. Прихожан);

  2. Практические рекомендации по формированию стрессоустойчивости школьников путем снижения влияния стрессовых факторов, существующих в учебной деятельности, с помощью психолого-педагогических методов, используемых в учебном процессе, а также специализированных тренингов.

Апробация основных положений диссертации осуществлялась в процессе выступлений на научно — практических конференциях в ИПК и ПРНО МО, заседаниях кафедры человековедческих технологий ИПК и ПРНО, практических семинарах УМОЦ г.Королева, педагогических советах школ г.Королева. Научно - практические рекомендации нашли отражение в учебно - методическом пособии «Конфликтология в школе», часть II; публикациях автора.

Источник: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/117564.html

  • Раздел: Самса |
  • Автор: Markross
  • Комментариев: 20
  • Просмотров: 78 |