: : Опрос сайта : :
: : Облако тегов : :
: : Популярное : :
  • Всё о грибах груздях и волнушках
  • Сметанник слоенный картинки
Методика нормирования потерь тепловой энергии и её удельного расхода на единицу выпускаемой продукции

Помощь: О нормах и лимитах расхода топливно-энергетических ресурсов

О НОРМАХ И ЛИМИТАХ РАСХОДА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ О включении расходов на ТЭР в себестоимость продукции (работ, услуг) При включении в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) (примечание 1) прежде всего следует руководствоваться Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином РБ 30.01.1998 № 3, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8 и Минтруда РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300 (далее - Основные положения). Подпункты 2.6.6 и 2.6.7 Основных положений устанавливают, что в элементе «Материальные затраты» отражается стоимость: - приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), отопление производственных зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом предприятия; - покупной энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия. При этом затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самим предприятием, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления включаются в соответствующие элементы затрат на производство продукции (работ, услуг). В соответствии с подп.2.6.8 Основных положений в состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода. В то же время согласно подп.29.8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19 (далее - Инструкция № 19), при определении облагаемой налогом прибыли в составе затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) не учитывается стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх доводимых до организаций лимитов. Чем отличаются нормы от лимитов? Для выяснения этого вопроса определимся с терминами. Определения основных терминов. Отличия между нормами и лимитами В главе 1 Положения о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденного постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РБ от 19.11.2002 № 9 (далее - Положение № 9), даны, в частности, следующие определения: - топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии; - норма расхода ТЭР (примечание 2) - мера потребления топлива, тепловой, электрической энергии, измеряемая в условных единицах, на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества в планируемом периоде (квартал, год); - фактический удельный расход ТЭР - количество топлива, тепловой, электрической энергии, фактически израсходованных на производство единицы продукции (работы, услуги); - предельный уровень потребления ТЭР (далее - предельный уровень) - максимально допустимое потребление ТЭР, необходимое на планируемый период; - суммарное годовое потребление ТЭР - общее потребление ТЭР организацией, индивидуальным предпринимателем в течение календарного года котельно-печного топлива, израсходованного в технологических процессах, котельных установках, других агрегатах, а также электрической и тепловой энергии, в том числе полученной от источников энергии других предприятий, организаций. Определение термина «лимит» в Положении № 9 отсутствует. Наиболее близким к нему термином из числа перечисленных выше (если не тождественным в лексическом понимании) является «предельный уровень потребления ТЭР». Вместе с тем, в Инструкции № 19 говорится о лимите, а не о предельном уровне или норме расхода (потребления) ТЭР. В результате из-за допущенной несогласованности в терминологии невозможно обеспечить буквальное соблюдение требований подп.29.8 Инструкции № 19 при определении объекта для исчисления налога на прибыль. Чтобы не потерять конструктивность, далее при анализе различий между терминами «норма» и «лимит» будем отождествлять последний термин с термином «предельный уровень». Итак, согласно приведенной в Положении № 9 терминологии, норма расхода ТЭР является показателем относительным, показывающим, какое количество ТЭР в натуральных единицах измерения требуется для производства единицы продукции (или приходится на одного работника, на единицу оборудования и т.д.). Лимит расхода ТЭР (предельный уровень) является показателем абсолютным, обозначающим предельное количество ТЭР, расходуемое определенным оборудованием или в целом организацией за некоторый промежуток времени (год, квартал). Само собой разумеется, что лимиты (предельные уровни) расхода топливно-энергетических ресурсов в планируемом периоде рассчитываются на базе утвержденных норм расхода ТЭР и планируемого объема выпуска продукции, количества часов работы оборудования и т.д. Очевидно, что чем более интенсивной ожидается деятельность организации в планируемом периоде, чем большее количество продукции планируется выпустить, тем выше будет величина предельного уровня (лимита) расхода ТЭР в этом периоде. Проблемы налогообложения С учетом вышесказанного, задумаемся над следующими взаимосвязанными вопросами: 1) целесообразно ли в целях налогообложения рассматривать не норму расхода ТЭР, а лимит (предельный уровень)? 2) какую сумму расходов на ТЭР организация должна учитывать при определении облагаемой прибыли, если, например, предельный уровень (лимит) расхода определенного вида ТЭР установлен из расчета выпуска организацией в запланированном периоде 1000 единиц продукции, а фактически в этом периоде произведено лишь 500 единиц, но при этом нормы расхода ТЭР были превышены: а) учитывать расходы на ТЭР в пределах установленных норм (расходы сверх норм не принимать в расчет); б) учитывать расходы на ТЭР в пределах установленного лимита (т.е. расходы сверх норм учитывать при налогообложении)? 3) если организация произвела в рассматриваемом периоде 2000 единиц продукции и при этом соблюла нормы расхода ТЭР, но превысила установленный лимит в два раза (удвоенный выпуск продукции требует расхода удвоенного объема ТЭР), то будет ли разумно в таком случае говорить, что вторую тысячу продукции не нужно было производить, а если она произведена, то в затраты на ее производство и реализацию, учитываемые при исчислении налога на прибыль, не должна включаться стоимость израсходованных при этом ТЭР? Здравый смысл подсказывает лишь один ответ: учитываемые при налогообложении расходы на ТЭР должны быть привязаны не к лимитам, а к нормам. Тогда налогообложение не будет сдерживать объемы производства. Интересам государства отвечает такая система налогообложения, которая стимулирует развитие производства и одновременно создает условия для экономного использования ресурсов, а не наоборот. Поэтому предельный уровень (лимит) расхода ТЭР не должен влиять на объект налогообложения. Разработка и утверждение норм расхода ТЭР Порядок разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии изложен в постановлении Совета Министров РБ от 16.10.1998 № 1582. Согласно данному документу нормированию подлежат расходуемые субъектами хозяйствования всех форм собственности на основные и вспомогательные нужды котельно-печное топливо, электрическая и тепловая энергия независимо от объема их потребления и источников энергообеспечения. Разработка норм расхода топлива и энергии осуществляется субъектами хозяйствования независимо от форм собственности с периодичностью 1 раз в 3 года, а также при изменении технологии, структуры и организации производства и совершенствовании методики нормирования расхода этих ресурсов. По разъяснениям специалистов Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РБ нормы расхода ТЭР обязаны разрабатывать все организации, производящие продукцию. Организации, не занимающиеся выпуском продукции, в том числе арендодатели, арендаторы и организации, выполняющие работы (оказывающие услуги), рассчитывают предельные уровни (примечание 3) потребления ТЭР, а по отоплению и горячему водоснабжению - нормы расхода. Нормы расхода ТЭР субъекты хозяйствования разрабатывают самостоятельно или привлекают для этого специализированные организации. При планировании и учете топлива, тепловой и электрической энергии нормы расхода ТЭР должны обозначаться в единицах, учитываемых в статистической отчетности формы 11-сн (примечание 4), утвержденной постановлением Минстата РБ от 25.09.2002 № 110: - по топливу (котельно-печному топливу) - в килограммах условного топлива (кг у.т.); - по тепловой энергии - в мегакалориях (Мкал); - по электрической энергии - в киловатт-часах (кВт·ч); - по обобщенным энергозатратам - первичная энергия в тоннах условного топлива (т у.т.) (см. также п.23 Положения № 9). Согласно п.19 Положения № 9 в нормы не включается расход ТЭР на строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, производимые с целью расширения производства и увеличения объемов выпускаемой продукции (за исключением строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами), а также на монтаж, наладку и пуск технологического оборудования (вновь установленного или после капитального ремонта), научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и экспериментальные работы, потери топлива при хранении и транспортировке. Потребление ТЭР на эти нужды планируется и нормируется организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно. Стоимость израсходованных на эти цели ТЭР включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных руководителем организации норм (предельного уровня). Кроме того, в соответствии с п.20 Положения № 9 в нормы расхода ТЭР на производство продукции (работ, услуг) не включается расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию помещений, горячее водоснабжение и потери тепловой энергии в магистральных тепловых сетях, находящихся на балансе отчитывающихся организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти расходы нормируются отдельно. Для субъектов хозяйствования с суммарным годовым потреблением указанных ресурсов в объеме 1000 тонн условного топлива и более и для котельных производительностью 0,5 гигакалории в час и выше нормы расхода ТЭР сначала согласовываются с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров РБ, а затем утверждаются вышестоящими (по принадлежности, подчиненности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству РБ, местными исполнительными и распорядительными органами. Если суммарное годовое потребление ТЭР менее 1000 тонн условного топлива, то согласование норм с Комэнергоэффективности не требуется. Субъекты хозяйствования частной формы собственности, не имеющие вышестоящих организаций, разработанные нормы расхода топлива и энергии утверждают в территориальных (областных, Минском городском) управлениях Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РБ. Арендаторы согласовывают рассчитанные нормы расхода (предельные уровни потребления) ТЭР с арендодателями. Нормы расхода топлива и энергии в обязательном порядке включаются в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Пересмотр норм расхода топлива и энергии производится ежегодно. Организации, финансируемые из республиканского бюджета, при расчете потребности в ТЭР должны руководствоваться порядком, утвержденным постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РБ от 12.03.2003 № 2. Разработка и утверждение (согласование) норм расхода ТЭР для арендаторов Согласно разъяснениям специалистов МНС Положение № 9 не освобождает организации, работающие на арендованных площадях и арендованном оборудовании, от нормирования топливно-энергетических ресурсов. В себестоимость продукции (работ, услуг) могут быть включены расходы по оплате ТЭР только в пределах норм, разработанных либо самой организацией, либо арендодателем и утвержденных правомочным на то органом. Обращаем внимание, что п.39 Положения № 9 предписывает организациям, сдающим в аренду здания или помещения (арендодатели), производить расчет норм расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию помещения и горячее водоснабжение по каждому зданию и по каждому арендатору. Нормы расхода ТЭР (предельные уровни потребления ТЭР), рассчитанные для арендаторов, представляются на согласование (утверждение) в Комитет по энергоэффективности при Совете Министров РБ (областные, Минское городское управления по надзору за рациональным использованием ТЭР) арендодателем. В договоре аренды должен быть оговорен порядок разработки, согласования и утверждения норм расхода (предельных уровней потребления) ТЭР, рассчитанных для арендатора. Для арендаторов, имеющих отдельный приборный учет расхода ТЭР, нормы расхода ТЭР определяются на основании показателей потребления ТЭР за предшествующий период с учетом планируемых изменений в энергопотреблении (увеличение либо уменьшение площадей или объема производимой продукции, изменение состава оргтехники и др.) и приведения фактических климатических условий предшествующего периода к нормативным. Для арендаторов, не имеющих отдельного приборного учета расхода ТЭР, нормы расхода ТЭР устанавливаются пропорционально занимаемой площади, числу работающих или расчетным путем. Надо отметить, что арендаторы могут заключать и отдельные договоры с энергоснабжающими организациями при наличии соответствующих условий (при аренде зданий целиком) и оборудования для принятия энергии. Вместе с тем этот вариант практикуется достаточно редко, так как чаще субъекты хозяйствования арендуют помещения, а не здания. Торговые организации при разработке и согласовании норм расхода ТЭР должны руководствоваться письмом Минторга РБ от 29.09.2003 № 09-13/289, в соответствии с которым организации, сдающие в аренду здания или помещения (арендодатели), расчет норм расхода электроэнергии на выпуск продукции также производят по каждому зданию и по каждому арендатору. Субъектам хозяйствования строительной отрасли следует учитывать требования письма Минстройархитектуры РБ от 06.03.2003 № 06-3-06/1037. В частности, согласно этому письму представление норм расхода (предельных уровней потребления) ТЭР на утверждение в установленном порядке осуществляет арендодатель. Учет расходов по разработке норм расхода ТЭР Оплата услуг по разработке норм расхода топливно-энергетических ресурсов относится на себестоимость продукции (работ, услуг) как оплата услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, если штатным расписанием организации не предусмотрены соответствующие функциональные службы (см. подп.2.2.10.9 и 2.6.4 Основных положений). Стоимость работ по разработке норм расходования ТЭР учитывается на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным ее списанием на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение периода, на который рассчитаны эти нормы. Пример Для разработки норм расхода электрической энергии на 2005-2007 гг. субъект хозяйствования обратился в специализированную организацию. Стоимость работ по разработке норм составила 424 800 руб., в т.ч. НДС - 64 800 руб. Акт приемки-сдачи выполненных работ подписан в декабре 2004 г. В бухгалтерском учете делаются следующие записи: |—————————————————————————————————–———————————–———————————–—————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, | | | | | руб. | |—————————————————————————————————+———————————+———————————+—————————| |В декабре 2004 г.: | |—————————————————————————————————–———————————–———————————–—————————| |Отражена стоимость принятых | 97 | 60 | 360 000 | |работ (без НДС) по разработке | | | | |норм расхода электроэнергии | | | | |—————————————————————————————————+———————————+———————————+—————————| |Учтена сумма «входного» НДС | 18 | 60 | 64 800 | |—————————————————————————————————+———————————+———————————+—————————| |Оплачена стоимость работ | 60 | 51 | 424 800 | |специализированной организации | | | | |—————————————————————————————————+———————————+———————————+—————————| |Принят к вычету «входной» НДС | 68 | 18 | 64 800 | |—————————————————————————————————+———————————+———————————+—————————| |Ежемесячно с января 2005 г. по декабрь 2007 г.: | |—————————————————————————————————–———————————–———————————–—————————| |Включена в себестоимость |20, 25, 26,| 97 | 10 000 | |продукции (работ, услуг) часть | 44 | | | |понесенных затрат по разработке | | | | |норм расхода электроэнергии | | | | |—————————————————————————————————+———————————+———————————+—————————| 30.06.2005 г. Сергей Шкирман, экономист Примечание 1. Перечень материальных ресурсов, относящихся к топливно-энергетическим, утвержден постановлением Минэкономики РБ от 25.02.2000 № 30. Примечание 2. По мнению автора, норма расхода ТЭР может быть рассчитана не только по отношению к единице продукции. Иногда ее удобнее устанавливать в расчете на одного человека (работника), на единицу оборудования, на квадратный (кубический) метр помещения и т.д. Примечание 3. Обращаем также внимание, что согласно п.8 Положения № 9 для субъектов хозяйствования, не производящих продукцию (не выполняющих работы, не оказывающих услуги), предельные уровни потребления ТЭР приравниваются к нормам расхода. Примечание 4. Данную форму статистической отчетности представляют юридические лица, их обособленные подразделения всех форм собственности, имеющие ведомственную подчиненность, и юридические лица, не имеющие ведомственной подчиненности, с суммарным годовым потреблением 1 тысяча тонн условного топлива и более. Для более детального изучения см.: 1. Комментарий 2. Пособие 3. Судебную практику 4. Судебную практику От редакции: Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 19, на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.01.2006 № 16 изложена в новой редакции. С 1 января 2007 г. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 19 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.12.2006 № 137 утратило силу.

Источник: http://spravka-jurist.com/base/part-dx/tx_dsxbve.h...

  • Раздел: Конфеты |
  • Автор: Ксавье
  • Комментариев: 19
  • Просмотров: 376 |